Портретная фотография,
искусство фотографии нашего времени

Тем, кому интересен современный классический портрет, набирающий популярность в России, и давно востребованный за её пределами.

Эта статья - субъективное видение, анализ и фотографический опыт автора, относительно одного из стилей современной портретной съёмки. Она даст информацию и укажет вам на другие источники информации, предоставив возможность для насмотра. Так как автор является тем человеком, который делает один из продуктов для создания подобных портретов, а именно фоны на холсте (backdrops), статья в большей степени посвящена портретам с использованием таких фонов.
Лично я заинтересовался таким портретом как фотограф в 2016 году и как следствие фонами, которые увидел на снимках, а уже в 2017 начал делать свои первые фоны. Истоками этого жанра в фотографии, как мне теперь кажется, является творчество старинных голландских портретистов золотого века. В качестве примера возьмём таких художников как Frans Hals и Johannes Cornelisz Verspronck. Персонажи портретов в три четверти, мягкий рассеянный свет, белый воротник и тёмный или приглушенный задник, это основные сразу заметные отличия этого стиля. Обратите внимание, что задник не равномерный по свету и цвету, как будто это старая небрежно перекрашенная стена неравномерно освещённая из окна, где градиенты расположены так, чтобы контрастировать с освещением лица персонажа и тем самым акцентировать на нем внимание. Задник не однородно скучный и в то же время не отвлекает внимание от лица персонажа излишней нарочитостью цвета и рисунка. Он наоборот приводит взор зрителя к лицу при этом выгодно заполняя пустоту за спиной модели. Лица персонажей расслабленные, даже умиротворённые – художник рисует не быстро и модель успевает успокоиться и оставить позади этап волнения и смущения, взгляд становится естественным. Так же и в фото-портрете – не стоит спешить. Если человек не частый гость фотографа, ему нужно привыкнуть к камере и первые 15-20 минут съёмки уйдет именно на это. Все эти нюансы важны, они являются слагаемыми самого важного, гармонии в портрете.
уроки фотографии, портретное фото, классический портрет
Задача фото-фона в современном классическом фото-портрете такая же как на портретах старинных художников и она успешно реализуется с помощью соблюдения упомянутых нюансов и умелого использования фона на холсте. Один из первых знаменитых фотографов, кто стал использовать такой задник был Irving Penn.
Irving Penn, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Irving Penn, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Irving Penn, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Irving Penn, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Конечно тут и свет не такой мягкий и еще много отличий, но я определённо вижу схожесть с портретами знаменитых Голландцев.
Говоря о фотографах нашего времени, конечно же в первую очередь упомяну о Annie Leibovitz. Она часто использует backdrops от Oliphant Studio.

Annie Leibovitz, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Annie Leibovitz, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Annie Leibovitz, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Annie Leibovitz, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Annie Leibovitz, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Annie Leibovitz, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Annie Leibovitz, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Annie Leibovitz, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Annie Leibovitz, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Annie Leibovitz, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Лейбовиц любит использовать не большие фоны, комбинируя их, дополняя таким образом композицию кадра. И обратите внимание на приглушенные тона цветов, сдержанный винтажный рисунок фонов и добавленные световые градиенты – всё это напоминает стиль упомянутых вначале Голландских авторов и является классическим портретом в современной фотографии. Это классика, она не кричит, не создаёт «вау-эффект», но она всегда будет отправной точкой для экспериментов и всегда будет иметь ценность для ценителей искусства. Особенно начинающим фотографам стоит изучить этот стиль, с его помощью на практике узнать основы композиции, сочетание цветов и суть гармоничного выставления света, чтобы потом начать эксперименты и выработать свой почерк.
Помните фразу, "всё гениальное просто"? Это как раз про гармонию света, цвета и композиции в кадре. Научиться увидеть и почувствовать эту гармонию, понять что добавить в кадр, а что убрать из него, вот задача фотографа. Насмотр, даже если вы не анализируете, а просто разглядываете картины и фотографии знаменитых авторов, это всё равно даст свои плоды. Подсознание сохраняет в вашем мозгу все композиционные приёмы и потом, даже не зависимо от вас, они начнут проявляться в ваших кадрах. Нас и наше восприятие формирует то, что нас окружает - окружите себя не модным китчем, а истиной красотой и они вас наполнят.
Статья наполнена ссылками на интереснейших фотографов и ссылками на фоновые студии, чьи галереи изобилуют шикарными фотографиями. Смотрите, наслаждайтесь, учитесь.

Ниже, в качестве очередных примеров работ с использованием фонов на холсте, представлены работы фотографов
Peter lindbergh, Paolo Roversi, Sue Bryce, Felix Kunze, Dayron Vera

Peter lindbergh, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Peter lindbergh, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Peter lindbergh, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Paolo Roversi, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Paolo Roversi, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Paolo Roversi, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Sue Bryce, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Sue Bryce, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Sue Bryce, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Felix Kunze, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Felix Kunze, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Felix Kunze, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Dayron Vera, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Dayron Vera, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Dayron Vera, портреты знаменитостей, портрет знаменитого фотографа, классическая фотография, классический портрет, портретная фотография, искусство фотографии
Существует масса разновидностей фонов и множество их производителей, но на представленных выше фотографиях наших современников используются именно классические backdrops из очень плотного хлопкового холста и все они уникальны потому что рисуются мастерами вручную. Не просто так именитые студии рисуют такие фоны на строго определенном холсте – физика ткани тоже очень важна, кроме прочности и долговечности такой фон будет красиво плавно драпироваться, а если его намочить, драпировку можно усилить и это не повредит фон. С годами фон из такого холста, слегка истираясь как джинсовая ткань, станет выглядеть только интереснее. Студий, профессионально занимающихся изготовлением таких фонов не так уж и много. Я знаю около десяти достойных внимания фирм, о некоторых я упомяну.
Oliphant Studio – первая и пожалуй, моя любимая студия, о которой я хочу сказать. Находится она в США, в Бруклине. Её основателями являются Sarah Oliphant и Adelaide Tyrol и уже порядка 45 лет эта студия делает фоны для самых топовых фотографов. Именно с фонов этой студии началось моё знакомство с этим изделием.
Sarah Oliphant. Студи фонов Oliphant Studio
Unique Backdrops – студия находящаяся в Сербии, существует несколько десятков лет и её основателями являются Milan Josipovic фотограф, и Violeta Ikic художница. Мне доводится периодически лично общаться в Инстаграм с Миланом, добрым и открытым человеком. Будучи в какой-то мере конкурентами, он всё равно предлагал мне свою помощь в самые трудные для меня времена. Их фоны, точнее сказать рисунок, немного отличается от рисунка Олифан, но не в худшую или лучшую сторону, они просто несколько другие, при этом они так же премиального качества и имеют продуманный и гармоничный рисунок.
Unique Backdrops - знаменитая студия фонов на холсте. Фоны ручной работы
HAPACA studio – студия базирующаяся в Лондоне. Их фоны тоже отличаются рисунком от Олифан и от Уникуай. У Хапака рисунки более новаторские, там можно заметить буйство цветов и текстур в сравнении с более классическими фонами Олифан и Уникуай. Их продукция так же высочайшего качества и они предлагают широчайший выбор цветов и рисунков. Хапака делает backdrops как на классическом плотном хлопковом холсте, так и на других менее плотных тканях.


GravityBackDrops – тоже очень крупная студия. Создает фоны как для рынка США, так и для рынка Европы. Основатель студии имеет богатый фотографический опыт и потому знает каким должен быть хороший фон по рисунку и по физике ткани. Ассортимент этой компании мне напоминает ассортимент Хаппаки. Тоже много интересных новаторских приемов рисунка.
Как я уже писал, существует больше достойных внимания производителей, но я ограничусь этими. Этого достаточно, чтобы у вас могло сложиться правильное впечатление о том, что такое хороший backdrop, при этом не перегрузив вас информацией. Просто листайте фотографии в галереях этих производителей, анализируйте, как это делал и по прежнему делаю я и вы поймёте основы стиля такого портрета, и поймёте как правильно используют backdrops.
Но помните, даже хороший backdrop, это лишь пазл в составлении фотографии. Фон необходимо верно подобрать по рисунку и цвету. Нужно расположить фон наиболее удачно и интересно, возможно скомбинировать 2-3 фона в кадре. Можно создать световой градиент на фоне с помощью светоформирующей насадки, флага, тени от модели или создав изгиб или плавную драпировку на фоне. Так же помните, что постобработка может усиливать или уменьшать контрастнось/выразительность рисунка фона, может значительно изменить оттенок его цвета. И тут вам снова в помощь фотографии на сайтах производителей. Фоны из плотного хлопкового холста очень интересны тем, что при разном освещении они очень по разному выглядят. Ещё они не бликуют и чрезвычайно прочны
В завершении скажу, что фоны моей студии Backdrops by AlexeySaveliev, мы рисуем на том же самом холсте что и упомянутые ранее студии, и потому физика наших фонов такая же. Рисунок и цвет, это уже субъективное восприятие. Я учился анализируя рисунки и бэки Сары Олифан и мой рисунок ближе к её рисунку. Работая с 2017 года, мы имеем не очень большой опыт в сравнении с упомянутыми гуру, но уже сейчас наши фоны успешно пользуются спросом в США и Европе даже с учетом увеличения затрат покупателя при отправке их в другую страну. В нашем Инстаграм вы найдете фотографии как русских фотографов, так и множества фотографов из за границы. Так же как и ведущий мастер GravityBackDrops, я имею более чем 25 летний опыт общения с фотографией и смотрю на фоны с позиции фотографа. Ниже приведены примеры моих работ с использованием задников нашей мастерской.
Если у вас возникнут вопросы, касаемо фонов и их использования, можете смело обращаться лично ко мне.
Made on
Tilda